Самостоятельная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя: как пройти этот путь?

Пошаговый алгоритм регистрации индивидуального предпринимателя

Специалисты Юридического бюро Корзуна Владислава K&B LEGAL в настоящей статье постараются дать Вам развернутый и максимально полный алгоритм действий по самостоятельной регистрации себя в качестве индивидуального предпринимателя
Перед тем, как приступить к регистрации себя в статусе индивидуального предпринимателя Вам важно ознакомиться со следующими важными на сегодня моментами, связанными с данной процедурой.

[1] По состоянию на сегодня Вы не сможете зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя, если Вы зарегистрированы в г.Минске. Управление регистрации и лицензирования Мингорисполкома в настоящий момент не осуществляет регистрацию индивидуальных предпринимателей по техническим причинам.

[2] В Беларуси индивидуальные предприниматели не могут нанимать больше трех сотрудников по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

[3] Индивидуальными предпринимателями в Беларуси не могут быть:
- Лица, имеющие непогашенную (неснятую) судимость за экономические преступления;
- Лица, не исполнившие судебных постановлений касательно взыскания у них имущества;
- Руководители, учредители и собственники предприятий в стадии банкротства и ликвидации;
- Перечисленные выше руководители и собственники, а также бывшие индивидуальные предприниматели, в случае наличия неоплаченных задолженностей перед бюджетом, в течение 3 лет с даты исключения предприятия (или индивидуального предпринимателя) из ЕГР;
- Лица, не имеющие гражданства или вида на жительство в Республике Беларусь.
Мы советуем Вам перед принятием решения о регистрации Вас в качестве индивидуального предпринимателя внимательно изучить критерии, которые являются препятствием в Вашей регистрации в статусе индивидуального предпринимателя. Важность данного момента заключается в том, что регистрирующий орган не проверяет наличие или отсутствие у Вас таких запретов и осуществит Вашу регистрацию по заявительному принципу. Однако, если выявится, что на момент регистрации у Вас имели перечисленные препятствия, Вашу регистрацию могут признать недействительной и последствия будут иметь весомый финансовый характер: весомый штраф и конфискация до 100% выручки за период такой деятельности в доход бюджета.
Если Вы проверили свой статус и определили, что у Вас нет препятствий к регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то ниже мы предлагаем Вам пошаговый алгоритм действия по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
Этап №1. Определение вида предпринимательской деятельности
На данном этапе важно корректно определить вид Вашей будущей предпринимательской деятельность, т.к. грамотное и правильно определение кода ОКЭД будет иметь серьезное значение в вопросе о возможности либо наоборот, о невозможности, применения той или иной системы налогообложения.
В обязательном порядке код по Общегосударственному классификатору (ОКРБ 005-2011) должен быть избрать и присвоен Вашей деятельности. Запоминайте его (или запишите) – он Вам понадобится при дальнейшем заполнении документов.

После этого проверьте, нужно ли Вам вообще регистрироваться в качестве предпринимателя.

Так, согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, если вы планируете продавать самостоятельно изготовленные хлебобулочные и кондитерские изделия, готовую кулинарную продукцию, на непродолжительные сроки сдавать физическим лицам жилые помещения, садовые домики и дачи, предоставлять услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства зданий и сооружений, моделированию предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий ремонтировать часы, обувь и т.д.*, то Вам не за чем регистрировать в качестве индивидуального предпринимателя.
*Ознакомиться с полным списком таких видов деятельностей Вы можете по этой ссылке.

Но помните, что Вы обязаны соблюдать определенные требования для того, чтобы у Вас не возникла обязанность зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

Если же тот вид деятельности, который Вы выбрали не был обнаружен Вам в указанном списке, то Вам все же необходимо зарегистрироваться в качестве предпринимателя.
Обратите внимание, что с 2023 года УСН индивидуальные предприниматели применять не могут.

С 1 января 2023 г. ИП смогут применять два режима налогообложения:

- общий порядок налогообложения (предусматривает уплату подоходного налога с физических лиц). При этом в 2023 году ставка подоходного налога увеличена с 16% до 20%;

- систему уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог) в порядке и на условиях, определенных в главе 33 НК.

Этап №2. Определение регистрирующего органа
Важность данного шага заключается в том, что неправильно избранный регистрирующий орган приведет к тому, что Вы оплатите государственную пошлину по неверным реквизитам, а регистрирующий орган откажет Вам в регистрации. И Вам придется заново оплатить пошлину и подготовить новый пакет документов
Документы для регистрации в качестве ИП принимают в администрациях районов городов либо в городском (районном) исполнительном комитете по месту Вашего жительства. Поэтому, смотрим в паспорте адрес Вашей регистрации и узнаем, к какому органу Вы относитесь.

В Минске регистрацией индивидуальный предпринимателей занимается только Управление регистрации и лицензирования Минского городского исполнительного комитета (с 14.01.2019 регистрирующий орган г. Минска располагается по адресу пр. Пушкина, 42).
Но, как мы помним, регистрация индивидуальный предпринимателей в г.Минске в настоящий момент не осуществляется по техническим причинам.

Также, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя можно и через нотариуса. Однако, для г.Минска данный способ также не применим.
Этап №3. Подготовить необходимый пакет документов и оплатить государственную пошлину
Вам нужно помнить о том, что использование устаревших бланков заявлений либо неправильное их заполнение приведет к тому, что регистрирующий орган откажет Вам в регистрирующем органе в совершении государственной регистрации
Для регистрации в качестве предпринимателя Вам понадобятся:
- заявление о государственной регистрации (бланк можно скачать тут);
- фотография формата 3,5×4,5 см;
- оригинал квитанции из банка либо копия платежного документа об уплате государственной пошлины с оригинальной отметкой банка (кроме случае оплаты через ЕРИП либо регистрации через нотариуса);
- паспорт или вид на жительство в Республике Беларусь.

Для подачи документов в регистрирующий орган необходимо оплатить государственную пошлину(кроме случае регистрации через нотариуса). При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя через нотариуса госпошлина за представление нотариусом электронных документов для госрегистрации в регистрирующий орган не уплачивается. За направление нотариусом электронных документов для государственной регистрации уплачивается нотариальный тариф, размер которого определяется при личном обращении к нотариусу.

Госпошлина равна 0,5 базовой величины, то есть 20 руб. 00 коп.
Реквизиты для оплаты госпошлины Вы можете найти на сайте своего исполкома.
Платить можно как в банке (тогда Вам потребуется предоставить оригинал квитанции в регистрирующий орган) так и посредством системы ЕРИП.

От уплаты государственной пошлины освобождаются

  • граждане, состоящие на учете в органе по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного
  • граждане, получающие в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование;
  • граждане, получившие в дневной форме получения образования указанное образование, в течение года после его получения;
  • индивидуальные предприниматели – при внесении изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации, в случае изменения законодательства, согласно которому требуется внесение изменений и (или) дополнений в это свидетельство.
п.10 ст.285 Налогового кодекса Республики Беларусь
В случае освобождения гражданина в соответствии с законодательством от уплаты государственной пошлины необходимо представить соответствующий документ, подтверждающий право на такое освобождение:

- справка о том, что гражданин состоит на учете в органах по труду, занятости и социальной защиты в качестве безработного;

- справка из учебного учреждения о получении образования в дневной форме обучения.

Этап №4. Подача необходимого пакета документов в регистрирующий орган
Подача документов осуществляется в рабочие дня согласно графика работы соответствующего регистрирующего органа
Документы в подавляющем количестве случает подаются лично в регистрирующий орган. В настоящее время прием идет по живой очереди. Также можно подать их онлайн.

Однако, для подачи документов онлайн необходимо предварительно пройти авторизацию на сайте Единого государственного регистра юрлиц и ИП с помощью заранее приобретенной ЭЦП (электронная цифровая подпись) (как классической, так и мобильной (ЭЦП-М)).

При отсутствии ошибок в заявлении, полном пакете документов и при корректно уплаченной пошлине, Вы получите свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя на руки в день обращения в регистрирующий орган.

Этап №5. Изготовление печати (по желанию)
В настоящее время согласно действующему законодательству индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять деятельность без круглой печати

Если Вы имеете желание, то можно готовить круглую печать, хотя для индивидуальных предпринимателей она не обязательна.

При работе без печати достаточно рядом со своей подписью в документах указать «БП», что означает «без печати». Если Вы все – таки желаете изготовить печать, то Вам необходимо обратиться в специализированную организацию, заполнить заявление, выбрать макет, передать копию свидетельства о государственной регистрации ИП и оплатить изготовление печати.


На практике, срок изготовления колеблется от 15 минут до одного дня.

Этап №6. Первичное обращение в государственные органы
После того, как Вы получили свидетельство о государственной региистрации Вам необходимо стать на учет в налоговой инспекции, ФСЗН, РУП «Белгосстрах» и органах статистики.
На сегодняшний день все описанные процедуры происходят автоматически в течение 5-ти рабочих дней с момента государственной регистрации. Соответствующее подтверждение Вам будет выдано регистрирующим органом на 6-ой рабочий день с момента государственной регистрации - извещение о постановке на учет.

Если у вас есть основания для освобождения от уплаты взносов в Фонд социальной защиты, к которым относятся наличие основного места работы, права на получение пособия по уходу за ребенком до 3-х лет и т.п., индивидуальному предпринимателю необходимо предоставить в ФСЗН соответствующие подтверждающие документы.

До момента привлечения к деятельности индивидуального предпринимателя третьих лиц в РУП «Белгосстрах» индивидуальным предпринимателем не уплачиваются взносы и не предоставляются отчеты.

Этап №7. Завершающие процедуры
Для завершения всей процедуры Вам необходимо совершить несколько действий

Вам необходимо сделать следующие шаги:

Открыть расчетный счет в любом банке
В момент государственной регистрации Вы можете в соответствующей графе заявления указать тот банк, в котором Вы желаете открыть счет. В таком случае, регистрирующий орган сам направит необходимые документы для открытия счета в выбранный Вами банк.
После Вам необходимо обратиться в банк с пакетом документов для открытия счета. Обычно, процедура занимает 1 рабочий день
Приобрести книгу замечаний и предложений/книгу учета проверок
В РУП «Издательство Белбланковыд», чьи торговые точки есть практически во всех налоговых, нужно приобрести книгу замечаний и предложений и книгу учета проверок.
Обратите внимание, что приобрести книгу учета проверок Вы обязаны в течение 6 (шесть) месяцев с момента государственной регистрации.
Срок на приобретение книги замечаний и предложений не установлен, однако целесообразно сделать это до момента начала осуществления предпринимательской деятельности ввиду наличия ответственности за непредставление соответствующей книги по требованию.
Получить ключ ЭЦП
С 01.07.2024 года все формы отчетности от ИП в обязательной форме будут приниматься только в электронном виде, подписанные ЭЦП
Поэтому, если Вы планируете открывать ИП - учитывайте этот момент уже сейчас
На этом Все!
В случае, если Вы не желаете самостоятельно вникать во все подробности данной процедуры и хотите спокойно и гарантировано осуществить регистрацию в максимально короткие сроки – мы готовы помочь Вам с данной услугой!

Мы оказываем как консультационные услуги в данном вопросе, помогаем с подготовкой документов, так и сопровождаем процедуру "под ключ".

Ниже Вы можете ознакомиться с нашими тарифами 
Варианты тарифов
Тариф "Консультационный"
Тариф "Регистрационный"
Тариф "Под ключ"
Консультация по вопросу регистрации ИП
Предоставление алгоритма действий
Подготовка документов для государственной регистрации
Сопровождение в регистрирующем органе
Сопровождение открытия счета в банке
Подготовка документов для первичного обращения в ИМНС и уведомления по УСН
Сопровождение получения книги замечаний и предложений / книги учета проверок
Цена
100BYN без НДС
200 BYN без НДС
400 BYN без НДС
Обратиться к нам для заказа регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Вы можете как через форму на сайте, так и по телефону +375 (29) 318-20-19 либо на e-mail: info@kb-legal.by

Мы будем рады помочь Вам с данной задачей.
Юридическое бюро Корзуна Владислава K&B LEGAL
(375-29) 318-201-9
(375-17) 201-93-43

info@kb-legal.by

ул. Карла Либкнехта, 66, оф.509, Минск
(БЦ "Домашевский")
220036, Беларусь
Согласие на обработку Ваших персональных данных

Наш сайт использует файлы cookie для сохранения Ваших данных пользователя. Настоящим Вы даете Ваше согласие на хранение и обработку Ваших персональных данных
Согласие на обработку Ваших персональных данных


Вы даете свое согласие ИП Корзуну В.С. на обработку Ваших персональных данных, предоставленных во время работы с сайтом путем заполнения форм обратной связи. Полный текст политики доступен Вам по данной ссылке
Made on
Tilda