K&B Legal Law Office

Регистрируем ИП в Беларуси: процедура "шаг за шагом"

Если Вы решили стать индивидуальным предпринимателем, то технически это не такая уж и сложная процедура. Для тех, кто решил самостоятельно заняться данный вопросом – ниже предлагаем Вам детальный алгоритм всей процедуры!
Обратите внимание:

ИП в Беларуси не могут нанимать больше трех сотрудников по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Также, ИП в Беларуси не могут быть:

· Лица, имеющие непогашенную (неснятую) судимость за экономические преступления;
· Не исполнившие судебных постановлений касательно взыскания у них имущества;
· Руководители, учредители и рядовые собственники предприятий в стадии банкротства и ликвидации;
· Перечисленные выше руководители и собственники, а также бывшие ИП, в случае неоплаченных задолженностей перед бюджетом, в течение 3 лет с даты исключения предприятия (или ИП) из ЕГР;
· Лица, не имеющие гражданства или вида на жительство в Республике Беларусь.


Этап 1. Правильно определите вид предпринимательской деятельности
Во-первых, проверьте, нужно ли Вам вообще регистрироваться в качестве предпринимателя.

Так, согласно статьей 295 Налогового кодека Республики Беларусь, если вы планируете продавать самостоятельно изготовленные хлебобулочные и кондитерские изделия, готовую кулинарную продукцию, на непродолжительные сроки сдавать физлицам жилые помещения, садовые домики и дачи, предоставлять услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства зданий и сооружений, моделированию предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий ремонтировать часы, обувь и т.д. (полные списки тути тут) то ИП Вам не за чем открывать.

Если же тот вид деятельности, который Вы выбрали не был обнаружен Вам в указанных списках, то Вам необходимо все же зарегистрироваться в качестве ИП.

На данном этапе Вам важно определиться с тем, какой код по Общегосударственному классификатору (ОКРБ 005-2011) должен быть присвоен Вашей деятельности. Запоминайте его (или запишите) – он Вам понадобится при заполнении документов.

Этап 2. Выяснить, куда нужно подавать документы
Документы для регистрации в качестве ИП принимают в администрациях районов городов либо в районном исполнительном комитете по месту Вашего жительства. Поэтому, смотрим в паспорте адрес Вашей регистрации и узнаем, к какому органу Вы относитесь.

В Минске регистрацией ИП занимается Управление регистрации и лицензирования Минского городского исполнительного комитета (с 14.01.2019 регистрирующий орган располагается по адресу пр. Пушкина, 42).

Также, зарегистрировать ИП можно и через нотариуса.

Этап 3. Узнать перечень и подготовить необходимые документы
Для регистрации в качестве ИП вам понадобятся:

· заявление о государственной регистрации (бланк можно скачать тут);
· фотография формата 3,5×4,5 см;
· оригинал либо копия платежного документа об уплате государственной пошлины (кроме случае оплаты через ЕРИП либо регистрации через нотариуса);
· паспорт или вид на жительство в Республике Беларусь.
Этап 4. Оплатите государственную пошлину
Дляподачи документов в регистрирующий орган необходимо оплатитьгосударственную пошлину(кроме случае регистрации через нотариуса). При регистрации ИП через нотариуса госпошлина за представление нотариусом электронных документов для госрегистрации в регистрирующий орган не уплачивается. За направление нотариусом электронных документов для государственной регистрации уплачивается нотариальный тариф, размер которого определяется при личном обращении к нотариусу.

Госпошлина равна 0,5 базовой величины, то есть 12 руб. 75 коп.

Реквизиты для оплаты госпошлины Вы можете найти на сайте своего исполкома.

Обратите внимание, что статьей 257 Налогового кодекса Республики Беларусь предусмотрен ряд оснований для освобождения от оплаты государственной пошлины за регистрацию ИП. Подробно – тут.

Платить можно как в банке (тогда Вам потребуется предоставить оригинал квитанции в регистрирующий орган) так и посредством системы ЕРИП.

Этап 5. Подаем документы и получаем свидетельство о гос.регистрации
Документы можно лично принести в регистрирующий орган и выстояв живую очередь подать их. Также можно подать их онлайн.

Однако, для этого надо пройти авторизацию на сайте Единого государственного регистра юрлиц и ИП, после купить ключ ЭЦП (электронная цифровая подпись) в Информационно-издательском центре по налогам и сборам и в Национальном центре электронных услуг.

Уже на следующий день (либо в тот же день) подачи документов вы получите свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Этап 6. Заказ и изготовление печати (не обязательно)
Если Вы имеете желание, то можно готовить круглую печать, хотя для ИП она не обязательна. При работе без печати достаточно рядом со своей подписью в документах указать «БП», что означает «без печати». Если Вы все – таки желаете изготовить печать, то Вам необходимо обратиться в специализированную организацию, заполнить заявление, выбрать макет, передать копию свидетельства о государственной регистрации ИП и оплатить изготовление печати. По общему правилу, срок изготовления колеблется от нескольких часов до одного дня.
Этап 7. Постановка на учет в государственных органах
После того, как Вы получили свидетельство о государственной региистрации Вам необходимо стать на учет в налоговой инспекции, ФСЗН, РУП «Белгосстрах» и органах статистики.

На сегодняшний день все описанные процедуры происходят автоматически в течение 5 рабочих дней с момента государственной регистрации. Соответствующее подтверждение Вам будет выдано регистрирующим органом через 5 рабочих дней с момента государственной регистрации - извещение о постановке на учет.

Если у вас есть основания для освобождения от уплаты взносов в Фонд социальной защиты, к которым относятся наличие основного места работы, права на получение пособия по уходу за ребенком до 3-х лет и т.п., ИП необходимо предоставить соответствующие документы.

До момента привлечения к деятельности ИП третьих лиц в РУП «Белгосстрах» индивидуальным предпринимателем не уплачиваются взносы и не предоставляются отчеты.
Этап 8. Открываем счет в банке
Затем Вам необходимо обратиться в банк и открыть расчетный счет.

В момент государственной регистрации Вы можете в соответствующей графе заявления указать тот банк, в котором Вы желаете открыть счет. В таком случае, регистрирующий орган сам направит необходимые документы для открытия счета в выбранный Вами банк.
Этап 9. Выбираем систему налогообложения
Если Вы планируете применять упрощенную систему налогообложения, то в течение 20 (двадцать) рабочих дней с момента государственной регистрации Вам необходимо выбрать подать соответствующее уведомление в налоговый орган по месту Вашей регистрации.
Этап 10. Приобретаем книгу замечаний и предложений и книгу учета проверок
В РУП «Издательство Белбланковыд», чьи торговые точки есть практически во всех налоговых, нужно приобрести книгу замечаний и предложений и книгу учета проверок.

Обратите внимание, что приобрести книгу учета проверок Вы обязаны в течение 6 (шесть) месяцев с момента государственной регистрации.

Срок на приобретение книги замечаний и предложений не установлен, однако целесообразно сделать это до момента начала осуществления предпринимательской деятельности ввиду наличия ответственности за непредставление соответствующей книги по требованию.
На этом Все!

В случае, если Вы не желаете самостоятельно вникать во все подробности данной процедуры и хотите спокойно и гарантировано осуществить регистрацию в максимально короткие сроки – мы готовы помочь Вам с данной услугой!

Для заказа регистрации ИП обращайтесь по телефону +375 (29) 318-20-19 либо на e-mail: info@kb-legal.by или korzun@kb-legal.by

С уважением,

Владислав Корзун,
индивидуальный предприниматель

Оказание юридических услуг в Беларуси
www.kb-legal.by
пр. Машерова, 17/6, офис 516, Минск, 220029, Беларусь
e-mail: korzun@kb-legal.by
Тел.: +375 (29) 318-20-19


Владислав Корзун
Индивидуальный предприниматель
Made on
Tilda