Заказать звонок

пошаговый алгоритм по регистрации себя в качестве индивидуального предпринимателя в 2025 году

специалисты k&B legal law office подготовили для вас пошаговый алгоритм для прохождения данного "квеста"

Индивидуальное предпринимательство (ИП) является одной из самых распространенных форм ведения бизнеса в Беларуси. Это удобно и просто, особенно для тех, кто только начинает свой путь в предпринимательской деятельности. Открытие ИП позволяет осуществлять легальную деятельность, платить налоги и пользоваться правами, предусмотренными законодательством.

[ 1 ] C "01" октября 2024 года Вы не можете зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если Ваш код деятельности (код ОКЭД) не включен в перечень разрешенных кодов, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.

[ 2 ] В Беларуси индивидуальные предприниматели не могут нанимать больше трех сотрудников по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

[ 3 ] Индивидуальными предпринимателями в Беларуси не могут быть:
- Лица, имеющие непогашенную (неснятую) судимость за экономические преступления;
- Лица, не исполнившие судебных постановлений касательно взыскания у них имущества;
- Руководители, учредители и собственники предприятий в стадии банкротства и ликвидации;
- Перечисленные выше руководители и собственники, а также бывшие индивидуальные предприниматели, в случае наличия неоплаченных задолженностей перед бюджетом, в течение 3 лет с даты исключения предприятия (или индивидуального предпринимателя) из ЕГР;
- Лица, не имеющие гражданства или вида на жительство в Республике Беларусь.

Мы советуем Вам перед принятием решения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя внимательно изучить критерии, которые являются препятствием для регистрации в статусе ИП. Важность данного момента заключается в том, что регистрирующий орган не проверяет наличие или отсутствие у Вас таких запретов и осуществит Вашу регистрацию по заявительному принципу.

Однако, если выявится, что на момент регистрации у Вас имелись перечисленные препятствия, Вашу регистрацию могут признать недействительной и последствия будут иметь весомый финансовый характер: весомый штраф и конфискация до 100% выручки за период такой деятельности в доход бюджета.

Если Вы проверили свой статус и определили, что у Вас нет препятствий к регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то ниже мы предлагаем Вам пошаговый алгоритм действия по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

этап №1.
определение вида предпринимательской деятельности

В обязательном порядке код по Общегосударственному классификатору (ОКРБ 005-2011) должен быть избрать и присвоен Вашей деятельности. Запоминайте его (или запишите) – он Вам понадобится при дальнейшем заполнении документов. Более того: выбранный код повлияет на то, можете ли вообще быть зарегистрированными в статусе индивидуального предпринимателя ( с 2024 года только по разрешенным видам ОКРБ можно регистрироваться в статусе индивидуального предпринимателя).

После этого проверьте, нужно ли Вам вообще регистрироваться в качестве предпринимателя.

Так, согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, если вы планируете продавать самостоятельно изготовленные хлебобулочные и кондитерские изделия, готовую кулинарную продукцию, на непродолжительные сроки сдавать физическим лицам жилые помещения, садовые домики и дачи, предоставлять услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства зданий и сооружений, моделированию предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий ремонтировать часы, обувь и т.д.*, то Вам не за чем регистрировать в качестве индивидуального предпринимателя.
*Ознакомиться с полным списком таких видов деятельностей Вы можете по этой ссылке.

Но помните, что Вы обязаны соблюдать определенные требования для того, чтобы у Вас не возникла обязанность зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

Если же тот вид деятельности, который Вы выбрали не был обнаружен Вам в указанном списке, то Вам все же необходимо зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

Обратите внимание, что с 2023 года индивидуальные предприниматели не могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН) и уплачивают налоговые обязательства в общем порядке.

С "01" января 2023 г. ИП смогут применять только два режима налогообложения:
- общий порядок налогообложения (предусматривает уплату подоходного налога с физических лиц). В 2025 году ставка подоходного налога составляет 20%.
- систему уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог) в порядке и на условиях, определенных в главе 33 Налогового кодекса Республики Беларусь.

этап №2.
определение регистрирующего органа

Важность данного шага заключается в том, что неправильно избранный регистрирующий орган приведет к тому, что Вы оплатите государственную пошлину по неверным реквизитам, а регистрирующий орган откажет Вам в регистрации. И Вам придется заново оплатить пошлину и подготовить новый пакет документов

Документы для регистрации в качестве ИП принимают в администрациях районов городов либо в городском (районном) исполнительном комитете по месту Вашего жительства. Поэтому, смотрим в паспорте адрес Вашей регистрации и узнаем, к какому органу Вы относитесь.

В Минске регистрацией индивидуальный предпринимателей занимается только Управление регистрации и лицензирования Минского городского исполнительного комитета ( с 14.01.2019 регистрирующий орган г. Минска располагается по адресу пр. Пушкина, 42).

Также, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя можно и через нотариуса.

этап №3.
Подготовить необходимый пакет документов и оплатить государственную пошлину

Вам нужно помнить о том, что использование устаревших бланков заявлений либо неправильное их заполнение приведет к тому, что регистрирующий орган откажет Вам в регистрирующем органе в совершении государственной регистрации

Для регистрации в качестве предпринимателя Вам понадобятся:
- заявление о государственной регистрации (бланк можно скачать тут);
- фотография формата 3,5×4,5 см;
- оригинал квитанции из банка либо копия платежного документа об уплате государственной пошлины с оригинальной отметкой банка (кроме случае оплаты через ЕРИП либо регистрации через нотариуса);
- паспорт или вид на жительство в Республике Беларусь.

Для подачи документов в регистрирующий орган необходимо оплатить государственную пошлину (кроме случае регистрации через нотариуса). При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя через нотариуса госпошлина за представление нотариусом электронных документов для госрегистрации в регистрирующий орган не уплачивается. За направление нотариусом электронных документов для государственной регистрации уплачивается нотариальный тариф, размер которого определяется при личном обращении к нотариусу.

Госпошлина равна 0,5 базовой величины, то есть 21 руб. 00 коп.
Реквизиты для оплаты госпошлины Вы можете найти на сайте своего исполкома.
Платить можно как в банке (тогда Вам потребуется предоставить оригинал квитанции в регистрирующий орган) так и посредством системы ЕРИП.

От уплаты государственной пошлины освобождаются

  • граждане, состоящие на учете в органе по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного;
  • граждане, получающие в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование;
  • граждане, получившие в дневной форме получения образования указанное образование, в течение года после его получения;
  • индивидуальные предприниматели – при внесении изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации, в случае изменения законодательства, согласно которому требуется внесение изменений и (или) дополнений в это свидетельство.

n10 ст.285 Налогового кодекса Республики Беларусь

В случае освобождения гражданина в соответствии с законодательством от уплаты государственной пошлины необходимо представить соответствующий документ, подтверждающий право на такое освобождение:
- справка о том, что гражданин состоит на учете в органах по труду, занятости и социальной защиты в качестве безработного;
- справка из учебного учреждения о получении образования в дневной форме обучения.

этап №4.
подача документов в регистрирующий орган

Документы в подавляющем количестве случает подаются лично в регистрирующий орган. В настоящее время прием идет по живой очереди. Также можно подать их онлайн.

Однако, для подачи документов онлайн необходимо предварительно пройти авторизацию на сайте Единого государственного регистра юрлиц и ИП с помощью заранее приобретенной ЭЦП (электронная цифровая подпись) (как классической, так и мобильной (ЭЦП-М)).

При отсутствии ошибок в заявлении, полном пакете документов и при корректно уплаченной пошлине, Вы получите свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя на руки в день обращения в регистрирующий орган.

этап №5.
изготоление печати (по желанию)

Если Вы имеете желание, то можно готовить круглую печать, хотя для индивидуальных предпринимателей она не обязательна. При работе без печати достаточно рядом со своей подписью в документах указать «БП», что означает «без печати». Если Вы все – таки желаете изготовить печать, то Вам необходимо обратиться в специализированную организацию, заполнить заявление, выбрать макет, передать копию свидетельства о государственной регистрации ИП и оплатить изготовление печати.

На практике, срок изготовления колеблется от 15 минут до одного дня.

этап №6.
первичные обращения в государственные органы

На сегодняшний день все описанные процедуры происходят автоматически в течение 5-ти рабочих дней с момента государственной регистрации. Соответствующее подтверждение Вам будет выдано регистрирующим органом на 6-ой рабочий день с момента государственной регистрации - извещение о постановке на учет.

Если у вас есть основания для освобождения от уплаты взносов в Фонд социальной защиты, к которым относятся наличие основного места работы, права на получение пособия по уходу за ребенком до 3-х лет и т.п., индивидуальному предпринимателю необходимо предоставить в ФСЗН соответствующие подтверждающие документы.

До момента привлечения к деятельности индивидуального предпринимателя третьих лиц в РУП «Белгосстрах» индивидуальным предпринимателем не уплачиваются взносы и не предоставляются отчеты.

этап №7.
завершающие действия

1

открыть расчетный счет

В момент государственной регистрации Вы можете в соответствующей графе заявления указать тот банк, в котором Вы желаете открыть счет. В таком случае, регистрирующий орган сам направит необходимые документы для открытия счета в выбранный Вами банк. После Вам необходимо обратиться в банк с пакетом документов для открытия счета. Обычно, процедура занимает 1 рабочий день.

2

приобрести нужные книги

В РУП «Издательство Белбланковыд», чьи торговые точки есть практически во всех налоговых, нужно приобрести книгу замечаний и предложений и книгу учета проверок. Обратите внимание, что приобрести книгу учета проверок Вы обязаны в течение 6 (шесть) месяцев с момента государственной регистрации. Срок на приобретение книги замечаний и предложений не установлен, однако целесообразно сделать это до момента начала осуществления предпринимательской деятельности ввиду наличия ответственности за непредставление соответствующей книги по требованию.

3

Получить ключ ЭЦП

С 01.07.2024 года все формы отчетности от ИП в обязательной форме принимаются только в электронном виде, подписанные ЭЦП Поэтому, если Вы планируете открывать ИП - учитывайте этот момент - без ЭЦП Вы не сможете работать как индивидуальный предприниматель

Дополнительные затраты на регистрацию ИП*

* оплачивается самостоятельно Заказчиком

Пошлина за регистрацию ИП составляет 0,5 базовые величины.
По состоянию на 2025 года базовая величина составляет 42,00 BYN.
Пошлина за регистрацию ИП на 2025 год составляет 21,00 BYN.

Ориентировочная стоимость приобретения указанных книг составляет 20,00 BYN.

Ориентировочная стоимость изготовления печати составляет 100,00 BYN.
Отметим, что ИП могут работать без печати.

Ориентировочная стоимость получения ключа ЭЦП на 2 года с выдачей сертификата для работы с порталами ФСЗН составляет 250,00 BYN.
Если у Вас возникли вопросы или требуется дополнительная информация, пожалуйста, свяжитесь с нами info@kb-legal.by / +375293182019 или заполните форму обратной связи